ААБ ЛАТИНСКИЕ КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ.pdf
Adobe Acrobat Document 260.0 KB

 Уважаемые студенты, поскольку ваши баллы с этого учебного года, выставляются в системе Moodle, просьба найти в системе задания по крылатым латинским выражениям и загрузить ваши латинские выражения -в виде файла doc, docx, txt, jpg, pdf - те, которые вы готовили. Оценка будет производиться на основе устного ответа. Баллы за 4-го октября будут перенесены в систему после загрузки файлов. Если список был составлен от руки, достаточно загрузить фото списка с телефона.
Не рекомендуется прикреплять ссылки на гугл-документы.  Следующие десять выражений не должны повторять предыдущие. Преподаватель будет спрашивать и те, и другие.
С уважением,
Андрей Анатольевич

 

«Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.»

 

/Иоганн Каспар Лафатер/

Примерный список вопросов для подготовки к итоговому тесту 

  1. Латинский алфавит. Ударение
  2. Имя существительное. Число и род. Падежи. Типы склонения.
  3. I склонение, II склонение, III склонение, IV склонение, V склонение.
  4. Прилагательные I–II склонения. Притяжательные местоимения.
  5. III склонение (согласный, гласный и смешанный варианты)
  6. Сигматический и асигматический тип образования формы Nom.Sing. Прилагательные третьего склонения. Причастие настоящего времени действительного залога.
  7. Личные местоимения, возвратное местоимение.
  8. Указательные местоимения. Местоименные прилагательные.
  9. Латинский глагол: общие сведения. Основные формы. Спряжение латинского глагола. Основы.
  10. Praesens ind. act. et pass.  Повелительное наклонение. Глагол sum, fui, esse.
  11. Imperfectum indicativi activi et passivi. Futurum I indicativi activi et passivi
  12. Пассивный залог. Синтаксис пассивной конструкции. Ablatīvus auctōris. Ablatīvus instrumenti.
  13. Производные от глагола esse. Имя числительное. Количественные числительные. Порядковые, распределительные и числительные-наречия.
  14. Времена системы перфекта (Perfectum, Plusquamperfectum, Futurum II) действительного и страдательного залога. 
  15. Сравнительная степень сравнения прилагательных и наречий. Ablativus comparationis. Превосходная степень сравнения прилагательных.
  16. Отложительные и полуотложительные глаголы. Participium futuri activi.
  17. Инфинитивы. Оборот Accusativus cum infinitivo
  18. Ablativus absolūtus
  19. Gerundium Gerundivum
  20. Coniugatio periphrastica activa et passiva;
  21. Неправильные глаголы – eo, fero, volo, nolo, malo
  22. Знать вокабулы и их производные в английском/французском/испанском языке (см. файл лексический минимум)
  23. Знать латинские крылатые выражения, историю происхождения/ контекст использования.

NB. Список может корректироваться в зависимости от темпов усвоения программы. Последнее изменение: воскресенье, 5 ноября 2023, 14:16

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ОТ 15-го/ XI -ноября 2023

 

 

1. Научиться разбирать тексты на латинском языке по таблице и обороты латинского языка по схемам. 

 

2. Продолжить (рекомендуется для тех, кто ранее зарегистрировался) занятия в курсе латинского языка на open edu (ссылка внизу страницы). 

 

3. Подготовить, выполнить и загрузить в Moodle до конца ноября-2023 письменное задание задание, представленное по ссылке ниже задание  .

 

4. Читать и переводить тексты для чтения в приложении к письменному заданию.

 

По всем возникающим вопросам обращаться к преподавателю по Вотсап. Анонимные обращения не рассматриваются.  

7. Следующие десять латинских крылатых выражений наизусть, конечно же;

Z. Убедительная просьба ко всем студентам - относиться внимательно к дедлайнам по крылатым выражениям, стихам, тестам и другим обязательным формам отчетности .

На все остальные виды работ (чтение учебных пособий и дополнительной литературы, изучение римского культурного наследия, знакомство с латинской прозой и поэзией, наращивание лексического запаса) ограничения не распространяется. 

_______________________________________

+ Пожалуйста, приходите на занятия подготовленными, если для вас действительно важна положительная или высокая оценка вашего учебного труда. \

ЛИТЕРАТУРА:

1. Зарембо, О. С. Латинский язык = Lingua Latina (с электронным приложением) : учеб. пособие / О. С. Зарембо, О. Г. Прокопчук ; под ред. Г. И. Шевченко ; ред. электрон. прил. К. А. Тананушко. – Минск : БГУ, 2017. – 204 с. 
Латинский язык = Lingua Latina (с электронным приложением) : учеб. пособие / О. С. Зарембо, О. Г. Прокопчук ; под ред. Г. И. Шевченко ; ред. электрон. прил. К. А. Тананушко. – Минск : БГУ, 2017. – 204 с. (graecolatini.by)
2. Латинский язык: Учеб. для пед. ин-тов по спец. «Иностр.яз.» В.Н. Ярхо, З.А. Покровская, Н.Л. Кацман и др.; Под ред. Б.Н. Ярхо, Б.И. Лободы. - 5-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 1998. - 384 с.  - См. Латинский язык / Ярхо В.Н, Лобода В.И_1998 -384с. pdf  

3. Хрестоматия по латинскому языку: Для студ. филол. и ист.фак. высш. учеб. заведений / Сост. и авт. коммент. О. В. Бударагина, Т.Б.Путилова; Под ред. Н.М.Ботвинник. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 128 с.

 

Задание

1) Разобрать по таблице предложение с оборотом  ABLATĪVUS ABSOLŪTUS и сам оборот по схеме.

2)  Разобрать по таблице предложение с оборотом  ACCŪSĀTĪVUS CUM ĪNFĪNĪTĪVO и оборот по схеме.

3) Разобрать по таблице предложение с оборотом  NŌMINĀTĪVUS CUM ĪNFĪNĪTĪVO и оборот по схеме.

Работа загружается в систему в виде отсканированного / качественно сфотографированного вложенного файла / файлов с заданием, выполненным письменно от руки. Каждая страница подписывается с указанием №  группы, ФИО студента, №№ анализируемых предложений и даты выполнения. Все предложения для выполнения задания заранее распределены по группам. Распределение предложений между студентами контролирует староста.   

ВНИМАНИЕ!!!

Предложения с оборотом ABLATĪVUS ABSOLŪTUS не должны совпадать у разных студентов!!!

Предложения с оборотом  ACCŪSĀTĪVUS CUM ĪNFĪNĪTĪVO не должны совпадать у разных студентов!!!!

Предложения с оборотом NŌMINĀTĪVUS CUM ĪNFĪNĪTĪVO могут быть одинаковыми не более , чем у двух студентов.

 Порядок выполнения

0. Перед выполнением изучить дидактические материалы на странице Lingua Rōmāna — Lingua Latīna ;  Письменное задание 15-30 ноября 2023 г.  ;  методическое сопровождение  ; 

1. Выписать предложение и разобрать по таблице каждое слово. NB В случае, если предложение не выписано или выписано с ошибками, работа не получает положительную оценку.

2. Выписать и разобрать каждый оборот по схеме.

3. Привести буквальный и литературный перевод предложения.

Основные критерии оценивания

Оценка за выполненное задание понижается, если

 

  1. - В таблице пропущены или некорректно вписаны слова из предложения;
  2. - Отсутствует или приведена неверная либо неполная  характеристика слов или словоформ в таблице (например, не указаны или некорректно указаны часть речи, спряжение глагола, сравнительная или превосходная степень прилагательного, залог, тип склонения у существительных третьего склонения, грамматическое время инфинитива);
  3. - Отсутствует дословный и /или литературный перевод предложения;
  4. - Отсутствует анализ оборота по схеме; 
  5. - Неверно назван или не назван оборот; 
  6. - Не выделены логическое подлежащее и логическое сказуемое.
  7. - Не (или неверно) указаны грамматические показатели логического подлежащего и сказуемого;
  8. - Не указаны / или не аргументированы временные отношения между действиями, представленными грамматическими сказуемыми и логическими сказуемыми в оборотах.

 

CONJUGĀTIO PERIPHRASTICA ĀCTĪVA et PASSĪVA

 

§ 139. CONJUGĀTIO PERIPHRASTICA ĀCTĪVA 

          =  participium futuri activi + esse в личной форме 

 

§ 139. Coniugatio periphrastica (описательное спряжение). Форма participium futuri activi (напр., accusaturus, moniturus, scripturus, puniturus, cm. § 121) может сочетаться с глаголом esse во всех временах. Тогда получается так называемая форма на -urus sum или описательное спряжение действительного залога (coniugatio periphrastica acti-va), выражающее намерение, желание или готовность: accusaturus sum я намерен обвинять, moniturus eras ты. собирался напомнить (предупредить) и т. д.;

epistulam scripturus sum -  я собираюсь (намерен, хочу) написать письмо.

Epistulam sciptiirus sum ( es, est...) l  я (ты,  он ...)  намерен (-а, -ы) написать письмо.

Epistulam scriptiirus eram (fui, fueram) >я (ты,  он ...)  был (а, и)) намерен (-а, -ы) написать письмо.

Epistulam scriptiirus ero (fuero) ты,  он ...)  буду, будешь, будет, будете, намерен (-а, -ы) написать письмо.

 

§ 140. CONJUGĀTIO PERIPHRASTICA PASSĪVA

          =  gerundivum + esse в личной форме 

Форма gerundivum (accusandus, monendus, scribendus, puniendus) в сочетании с глаголом esse в том или ином времени дает описательное спряжение страдательного залога (coniugatio periphrastica passiva), означающее долженствование:

accusandus sum я должен быть обвинен,

monendus eram я должен был быть предупрежден;

puniendus erit он должен будет подвергнуться наказанию, etc.

 

В герундивном обороте  

Лицо, которым должно быть исполнено данное действие, ставится в dativus: mihi scribendum est мне нужно (я должен) (на)писать.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ОТ 08-го(01-го)/ XI -ноября 2023

 

ЧТО ЧИТАТЬ ПРО ЛАТИНСКИЕ ОБОРОТЫ?

Прочесть и проработать в обязательном порядке:

 

главы 22-25 (ОС Зарембо, ОГ Прокопчук, 2017) 

Занятие 22. С. 94-97.// ОС Зарембо, ОГ Прокопчук, 2017.

Занятие 24. С. 102-104. // ОС Зарембо, ОГ Прокопчук, 2017. Ярхо, Лобода 1998, c. 159-166, §§336-352. 

 

Занятие 25. С. 105-107. // ОС Зарембо, ОГ Прокопчук, 2017; Ярхо, Лобода 1998, C. 177-179, §§385-92.

Хрестоматия по латинскому языку, 2023, c. 19-20.

INK

1. При опоре на рекомендованную литературу, презентацию, упражнения повторить правила образования глагольных форм в системе перфекта.

2. Выбрать и выучить (очередныедесять латинских крылатых выражений.

3. Повторить при опоре на рекомендованную литературу Важнейшие исторические фонетические законы латинского языка. Обязательно прочесть (в книге авторов В.Н. Ярхо и В.И. Лобода, 1998) сс. 3-15; 24-26 до запоминания всех основных моментов.

4.  Изучить при опоре на рекомендованную литературу, презентацию 4-е и 5-е склонение латинских существительных и прилагательных. См. Занятие 23. С. 98-101. // ОС Зарембо, ОГ Прокопчук, 2017.

5.   Самостоятельно изучить при опоре на рекомендованную литературу, презентацию, тренировочные упражнения на странице основы системы спряжения латинского глагола.

- Ознакомиться со сводной таблицей форм латинского глагола (cc. 106-112, В.Н. Ярхо и В.И. Лобода, 1998); 

- Научиться определять формы латинского глагола в системе перфекта и спрягать латинский глагол (различных спряжений) в действительном и страдательном залогах во всех временах системы перфекта.

- Научиться различать причастия латинского глагола в атрибутивной функции и в функции логического сказуемого в причастном обороте ABLATĪVUS ABSOLŪTUS.

- Научиться образовывать все формы инфинитива латинского глагола.

 

- Научиться разбирать тексты на латинском языке по таблице и обороты латинского языка по схемам. Для этого подойдут в том числе тексты, размещенные на этой странице ниже. Обратите также внимание на задания в видеопрезентациях и ЗАДАНИЕ НА 15 НОЯБРЯ 2023 (на страничке, ниже). 

6. Продолжить (рекомендуется для тех, кто ранее зарегистрировался) занятия в курсе латинского языка на open edu (ссылка внизу страницы). 

 

По всем возникающим вопросам обращаться к преподавателю по Вотсап. Анонимные обращения не рассматриваются.  

7. Следующие десять латинских крылатых выражений наизусть, конечно же;

Z. Убедительная просьба ко всем студентам - относиться внимательно к дедлайнам по крылатым выражениям, стихам, тестам и другим обязательным формам отчетности .

На все остальные виды работ (чтение учебных пособий и дополнительной литературы, изучение римского культурного наследия, знакомство с латинской прозой и поэзией, наращивание лексического запаса) ограничения не распространяется. 

_______________________________________

+ Пожалуйста, приходите на занятия подготовленными, если для вас действительно важна положительная или высокая оценка вашего учебного труда. \

ЛИТЕРАТУРА:

1. Зарембо, О. С. Латинский язык = Lingua Latina (с электронным приложением) : учеб. пособие / О. С. Зарембо, О. Г. Прокопчук ; под ред. Г. И. Шевченко ; ред. электрон. прил. К. А. Тананушко. – Минск : БГУ, 2017. – 204 с. 
Латинский язык = Lingua Latina (с электронным приложением) : учеб. пособие / О. С. Зарембо, О. Г. Прокопчук ; под ред. Г. И. Шевченко ; ред. электрон. прил. К. А. Тананушко. – Минск : БГУ, 2017. – 204 с. (graecolatini.by)
2. Латинский язык: Учеб. для пед. ин-тов по спец. «Иностр.яз.» В.Н. Ярхо, З.А. Покровская, Н.Л. Кацман и др.; Под ред. Б.Н. Ярхо, Б.И. Лободы. - 5-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 1998. - 384 с.  - См. Латинский язык / Ярхо В.Н, Лобода В.И_1998 -384с. pdf  

3. Хрестоматия по латинскому языку: Для студ. филол. и ист.фак. высш. учеб. заведений / Сост. и авт. коммент. О. В. Бударагина, Т.Б.Путилова; Под ред. Н.М.Ботвинник. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 128 с.

 

ОБОРОТЫ_БАКАЛАВРИАТ__А.А.Б. .pdf
Adobe Acrobat Document 719.2 KB

Тест 2.2. 

Основные тематики:

Регрессивная ассимиляция в латинском языке; 

Сигматический номинатив латинских имен существительных третьего склонения;

Согласный, гласный и смешанный типы имен существительных третьего склонения, в том числе исключения. Словоизменение имен существительных 3-го склонения;

Склонение латинских прилагательных всех (i-ii, iii) склонений и типов (одного, двух и трех окончаний) в положительной. сравнительной и превосходной степенях сравнения;

Образование степеней сравнения латинских прилагательных всех (i-ii, iii) склонений, типов и подвидов (синтетическое, аналитическое  и супплетивное);

Образование сравнительной конструкции в латинском языке (развернутая и краткая формы);

Образование и склонение латинских причастий прошедшего, будущего и настоящего времени;

Склонение латинских словосочетаний "местоимение + существительное + прилагательное (в той или иной сравнительной степени) + причастие".

 

Латинские предлоги в словосочетании и предложении.

 

 Домашнее задание от 4-го октября 2023

Прочесть и проработать в обязательном порядке:

главы 1-8 L (ОС Зарембо, ОГ Прокопчук, 2017) LINK

1. При опоре на рекомендованную литературу, презентацию, тренировочные упражнения повторить правила чтения в латинском языке.

2. Выбрать и выучить (очередныедесять латинских крылатых выражений (10 старых +10 новых).

3. Выучить наизусть гимн студентов Gaudeamus.

См. GAUDEAMUS (audio) и GAUDEAMUS pdf (text).

4. Повторить при опоре на рекомендованную литературу Важнейшие исторические фонетические законы латинского языка. Обязательно прочесть (в книге авторов В.Н. Ярхо и В.И. Лобода, 1998) сс. 3-15; 24-26 до запоминания всех основных моментов.

5.  Изучить при опоре на рекомендованную литературу, презентацию, тренировочные упражнения на странице 1-е и 2-е склонение латинских существительных и прилагательных.

6.   Самостоятельно изучить при опоре на рекомендованную литературу, презентацию, тренировочные упражнения на странице основы системы спряжения латинского глагола.

- Научиться выделять основы и определять спряжение латинского глагола.

- Научиться образовывать формы императива латинского глагола.

- Научиться образовывать причастия латинского глагола.

- Научиться спрягать латинский глагол (различных спряжений) в действительном и страдательном залогах во времени Praesens indicativi activi et passivi по лицам и числам, а также в повелитьельном наклонении (Modus Imperativus). Научиться спрягать неправильные латинские глаголы esse, edere, ferre, ire, velle и их производные.  

- Ознакомиться со сводной таблицей форм латинского глагола (cc. 106-112, В.Н. Ярхо и В.И. Лобода, 1998)   

7. Продолжить (рекомендуется для тех, кто ранее зарегистрировался) занятия в курсе латинского языка на open edu (ссылка внизу страницы). 

8. Подготовиться к прохождению теста 1.2 по темам "правила чтения и расстановки ударения в латинском языке", "склонение латинских слов и словосочетаний "местоимение + существвительное + прилагательное" 1-го и 2-го склонения"; "основы системы спряжения латинского глагола"; Латинские местоимения; Латинские неправильные глаголы. Синтаксис страдательной конструкции (ОС Зарембо, ОГ Прокопчук, 2017, С. 34).

Подробнее см. ниже

"Материал для изучения и подготовки к тесту 1.2."

9. Работать с учебными материалами на странице.

По всем возникающим вопросам обращаться к преподавателю по Вотсап. Анонимные обращения не рассматриваются.  

10. Убедительная просьба ко всем студентам - относиться внимательно к дедлайнам по тестам и другим обязательным формам отчетности .

На все остальные виды работ (чтение учебных пособий и дополнительной литературы, изучение римского культурного наследия, знакомство с латинской прозой и поэзией, наращивание лексического запаса) ограничения не распространяется. 

Прежде, чем проходить тесты, освежите теоретический материал по учебным материалам и проверьте себя на основе тренировочных упражнений!   

_______________________________________

+ Пожалуйста, приходите на занятия подготовленными, если для вас действительно важна положительная или высокая оценка вашего учебного труда. 

 

Материал для изучения и подготовки к тесту 1.2.:

 Латинский алфавит. Правила чтения. Ударение.

Латинские существительные и прилагательные 1-го и 2-го склонения.  (см. Зарембо, 2017, cc. 13-15; 27--35; Ярхо, Лобода 1998, cc. 27-35).

Склонение словосочетаний "местоимение + прилагательное + существительное".

Pronomina Pronomina personalia (см. Зарембо, 2017, cc. 24-25). Pronomina possessIva. АdjectIva pronominalia. (см. Зарембо, 2017, cc. 34, 34-35; Ярхо, Лобода 1998, cc. 50-54, 60-68). Pronomina demonstrativa; Pronomina relativa et interrogativa; Pronomina determinativa; Pronomina negativa (см. Зарембо, 2017. – С. 84-87).  

Casus Ablativus: (Ярхо, Лобода 1998, cc. 154-159, §§325-335). Ablativus loci. Ablativus modi. Ablativus auctoris. Ablativus instrumenti etc.

Латинский глагол. Основные формы. Основы. Praesens indicativi activi. Повелительное наклонение. (см. Зарембо, 2017. – С. 17-27).  Причастия (см. Зарембо, 2017. – С. 70-74).

Глагол sum, fui, esse (с различными приставками) и другие неправильные глаголы латинского языка (eo; ferre; velle, и их производные) (см. Зарембо, 2017. – С. 41-45; Ярхо, Лобода 1998, c. 119, §§236-67). Латинские причастия (см. Зарембо, 2017. – С. 70-73; Ярхо, Лобода 1998, §§190-192, 208, 220; С. 173, §§377-78).

Синтаксис страдательной конструкции (Ярхо, Лобода 1998, cc. 145-146, §§292-293; (ОС Зарембо, ОГ Прокопчук, 2017, С. 34).

Литература: 

1. Зарембо, О. С. Латинский язык = Lingua Latina (с электронным приложением) : учеб. пособие / О. С. Зарембо, О. Г. Прокопчук ; под ред. Г. И. Шевченко ; ред. электрон. прил. К. А. Тананушко. – Минск : БГУ, 2017. – 204 с. 
Латинский язык = Lingua Latina (с электронным приложением) : учеб. пособие / О. С. Зарембо, О. Г. Прокопчук ; под ред. Г. И. Шевченко ; ред. электрон. прил. К. А. Тананушко. – Минск : БГУ, 2017. – 204 с. (graecolatini.by)
2. Латинский язык: Учеб. для пед. ин-тов по спец. «Иностр.яз.» В.Н. Ярхо, З.А. Покровская, Н.Л. Кацман и др.; Под ред. Б.Н. Ярхо, Б.И. Лободы. - 5-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 1998. - 384 с.  - См. Латинский язык / Ярхо В.Н, Лобода В.И_1998 -384с. pdf 

Материал для изучения и подготовки к тесту 2.1:

 

Латинский алфавит. Правила чтения. Ударение.

 

Латинские существительные и прилагательные 1-го и 2-го склонения.  (см. Зарембо, 2017, cc. 13-15; 27--35; Ярхо, Лобода 1998, cc. 27-35).

Склонение словосочетаний "местоимение + прилагательное + существительное".

Pronomina Pronomina personalia (см. Зарембо, 2017, cc. 24-25). Pronomina possessIva. АdjectIva pronominalia. (см. Зарембо, 2017, cc. 34, 34-35; Ярхо, Лобода 1998, cc. 50-54, 60-68). Pronomina demonstrativa; Pronomina relativa et interrogativa; Pronomina determinativa; Pronomina negativa (см. Зарембо, 2017. – С. 84-87).  

Casus Ablativus: (Ярхо, Лобода 1998, cc. 154-159, §§325-335). Ablativus loci. Ablativus modi. Ablativus auctoris. Ablativus instrumenti etc.

Латинский глагол. Основные формы. Основы. Praesens indicativi activi. Повелительное наклонение. (см. Зарембо, 2017. – С. 17-27).  Причастия (см. Зарембо, 2017. – С. 70-74).

Глагол sum, fui, esse (с различными приставками) и другие неправильные глаголы латинского языка (eo; ferre; velle, и их производные) (см. Зарембо, 2017. – С. 41-45; Ярхо, Лобода 1998, c. 119, §§236-67). Латинские причастия (см. Зарембо, 2017. – С. 70-73; Ярхо, Лобода 1998, §§190-192, 208, 220; С. 173, §§377-78).

Синтаксис страдательной конструкции (Ярхо, Лобода 1998, cc. 145-146, §§292-293; (ОС Зарембо, ОГ Прокопчук, 2017, С. 34).

Imperfectum, Futurum primum Indicativi;

Фонетико-фонологические, морфологические, позиционные и трансформационные  особенности фонемы "безударный краткий -i-" в Латинском языке

Приключения безударного краткого -i- в Латинском языке:

У глаголов iiiа спряжения между основой и окончаниями появляются тематические / соединительные гласные:

● -ĭ- перед m, t;

● -u- перед nt;

● -ĕ- перед r и на конце словоформы

 

doce-bā-ntur

Modus imperativus (повторение); 

Образование и склонение причастий;

Латинские «неправильные» глаголы с приставками; 

Латинские указательные местоимения. Склонение словосочетаний «местоимение + существительное + причастие»;

Литература: 

1. Зарембо, О. С. Латинский язык = Lingua Latina (с электронным приложением) : учеб. пособие / О. С. Зарембо, О. Г. Прокопчук ; под ред. Г. И. Шевченко ; ред. электрон. прил. К. А. Тананушко. – Минск : БГУ, 2017. – 204 с. 
Латинский язык = Lingua Latina (с электронным приложением) : учеб. пособие / О. С. Зарембо, О. Г. Прокопчук ; под ред. Г. И. Шевченко ; ред. электрон. прил. К. А. Тананушко. – Минск : БГУ, 2017. – 204 с. (graecolatini.by)
2. Латинский язык: Учеб. для пед. ин-тов по спец. «Иностр.яз.» В.Н. Ярхо, З.А. Покровская, Н.Л. Кацман и др.; Под ред. Б.Н. Ярхо, Б.И. Лободы. - 5-е изд., стер. - М.: Высш. шк., 1998. - 384 с.  - См. Латинский язык / Ярхо В.Н, Лобода В.И_1998 -384с. pdf 

 Домашнее задание от 20-го сентября 2023

Прочесть и проработать в обязательном порядке:

главы 1-8 L (ОС Зарембо, ОГ Прокопчук, 2017) LINK

1. При опоре на рекомендованную литературу, презентацию, тренировочные упражнения повторить правила чтения в латинском языке.

2. Выбрать и выучить десять латинских крылатых выражений. Прослушать и читать вслух гимн студентов Gaudeamus. 05-09-2023 Follow-up: W./

3. Изучить при опоре на рекомендованную литературу Важнейшие исторические фонетические законы латинского языка. Обязательно прочесть (в книге авторов В.Н. Ярхо и В.И. Лобода, 1998) сс. 3-15; 24-26 до запоминания всех основных моментов.

4.  Изучить при опоре на рекомендованную литературу, презентацию, тренировочные упражнения на странице 1-е и 2-е склонение латинских существительных и прилагательных.

5.   Самостоятельно изучить при опоре на рекомендованную литературу, презентацию, тренировочные упражнения на странице основы системы спряжения латинского глагола.

- Научиться выделять основы и определять спряжение латинского глагола.

- Научиться образовывать формы императива латинского глагола.

- Научиться спрягать латинский глагол в действительном и страдательном залогах во времени Praesens indicativi activi et passivi по лицам и числам. 

- Ознакомиться со сводной таблицей форм латинского глагола (cc. 106-112, В.Н. Ярхо и В.И. Лобода, 1998)   

6. Зарегистрироваться в мудле, а также (рекомендуется) в курсе латинского языка на open edu (ссылка внизу страницы). 

7. Подготовиться к прохождению тестов по темам "правила чтения и расстановки ударения в латинском языке", "склонение латинских слов и словосочетаний 1-го и 2-го склонения", "основы системы спряжения латинского глагола". 

8. Работать с учебными материалами на странице.

По всем возникающим вопросам обращаться к преподавателю по Вотсап. Анонимные обращения не рассматриваются.  

9. Убедительная просьба ко всем студентам - тесты без команды и получения инструктажа не проходить.

На все остальные виды работ (чтение учебных пособий и дополнительной литературы, изучение римского культурного наследия, знакомство с латинской прозой и поэзией, наращивание лексического запаса) это ограничение не распространяется. 

Прежде, чем проходить тесты, освежите теоретический материал по учебным материалам и проверьте себя на основе тренировочных упражнений.   

_______________________________________

10. Пожалуйста, приходите на занятия подготовленными, если для вас действительно важна положительная или высокая оценка вашего учебного труда. 

 

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

De Romā
Roma pulcherrĭma urbs Italiae putātur; coloniae autem Graecōrum, in ora Italiae sitae, vetustiōres sunt.

Initio Roma admŏdum parva erat, vias habēbat angustissĭmas, domicilia humillĭma, aedificia autem publĭca ampliōra et ornatiōra erant.

In Capitolio, arce Romānā, templum celeberrĭmum Jovi, optĭmo et maxĭmo, aedificātum erat. Posteriorĭbus temporĭbus urbs dissimillĭma erat: vias latissĭmas, domos ornatissĭmas, fora amplissĭma habēbat. Juxta tamen luxuriōsas domos Romanōrum divĭtum miserrĭmae tabernae paupĕrum habebantur.

De theatrō antiquō

Theatra antiqua Athēnis saecŭlŏ sextō ante aeram nostram aedificabantur. Primum theatrum apud fanum Dionysii dei erat. In mediō theatrō orchestra stabat, ubi tragoediae agebantur. Ante orchestram aedificium erat, quod scaena appellabātur.

Incŏlae Athenārum tragoedias de colle vicīnō spectābant. Loca, ubi cives sedēbant et tragoedias spectābant, theatrum appellabantur. In orchestrā tragoediae agebantur et hori cantābant, in scaenā autem variae machĭnae habebantur. Auxilio machinārum imprīmis dei vel deae in tectō scaenae apparēbant. Inde proverbium: “Deus ex machĭnā”.
imprīmis = в первую очередь / преимущественно / главным образом.

 

1. Ex agro non culto frustra frumentum exspectabĭtur. 2. Caesar, littĕris legāti commōtus, in Galliam contendit, bellum ibi gestūrus. 3. Marcus tradet tibi epistŭlam, a me scriptam. 4. Da, quaeso, mihi librum, a te lectum! 5. Mitto tibi carmĭna, ab amīco meo scripta. 6. Homo, verum non dicens, mendax appellātur. 7. Date panem rogantĭbus! 8. Sagitta in lapĭdem nunquam figĭtur, sed interdum resiliens percŭtit dirigentem. 9. Amantium ira amōris integratio est. 10. Dux milĭtes victūros in pugnam mittit. 11. Vir doctus et erudītus divitias secum portat. 12. Puer libros lectūrus in bibliothēcam propĕrat. 13. Injuriam qui factūrus est, jam facit. 14. Mores dicentis persuādent, non verba. 15. Nautis per maria navigantĭbus stellae viam demonstrant. 16. Discipŭlo interroganti magister respondet. 17. Mox pater veniet. Audīte! Jam pater domum intratūrus est.

 

  CХЕМА ГРАММАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

  ЛАТИНСКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Словоформа в тексте

Словарное описание слова

Грамматическая характеристика словоформы

Синтаксическая функция

Лексическое значение (функциональное у союзов)

ЗАДАНИЕ НА 15 НОЯБРЯ 2023

Разберите данный текст по таблице.

Hannĭbal dux celĕber Carthaginiensium erat. Hannĭbal vir acri ingenio et miro patriae amōre, milĭtum dux impavĭdus et belli perītus, miles celer et fortis putabātur. Ut dux celer et impavĭdus erat, ita milĭtes erant celĕres et impavĭdi. In Italia Hannĭbal multas Romanōrum copias equestres et pedestres vincēbat. Romāni tandem in celebrĭbus certaminĭbus patriam suam ab Hannibăle defendēbant et liberābant.

Глоссарий

celeber, bris, bre (редко celebris, bre) Nomen Adjectīvum, Dēclīnātio Tertia, 3 = famosus, a, um;

dux, ducis m - Nomen Substantīvum, Dēclīnātio Tertia consonans,  = military leader;

Carthāginiēnsis, is m - Nomen Substantīvum, Dēclīnātio Tertia, mixta = Poenus,i m = пуниец, карфагенянин;

Rōmānus, ī - Nomen Substantīvum, Dēclīnātio Secunda = римлянин;

ācer, ācris, ācre - Nomen Adjectīvum, Dēclīnātio Tertia, 3 = острый;

in-genium, ī m - Nomen Substantīvum, Dēclīnātio Secunda, = природный дар, одаренность;

amor, ōris m - Nomen Substantīvum, DēclīnātioTertia consonans, ;

mīrus, a, um - Nomen Adjectīvum, Dēclīnātio Secunda = удивительный, дивный, необыкновенный, поразительный, восхитительный;

patria ae [от terra patrius] - Nomen Substantīvum, Dēclīnātio Prīma, = отечество, родина;

impavidus, a, um - Nomen Adjectīvum, Dēclīnātio Secunda = неустрашимый, бесстрашный;

perītus, a, um [от perior] - Nomen Adjectīvum, Dēclīnātio Secunda = опытный, умелый, сведущий, владеющий искусством;

mīles, itis - Nomen Substantīvum, Dēclīnātio Tertia consonans, воин, солдат, боец;

fortis, e - Nomen Adjectīvum, Dēclīnātio Tertia, 2 = могучий;

celer, eris, ere  Nomen Adjectīvum, Dēclīnātio Tertia, 3 скорый, быстрый (fuga ; pedes) ;  быстроходный (navis) ; быстроногий (equus ; cervus );

ita ... ut - Насколько ___, настолько и ... .

Italia, ae f (в поэзии Ītălia) = Italy;

cōpia, ae f = - Nomen Substantīvum, Dēclīnātio Prīma, войско;

multus a, um (plūs, plūris, plūres, plura, редко pluria; plūrĭmus, a, um) - Nomen Adjectīvum, Dēclīnātio Prīma, = многочисленный;

equester (реже equestris), stris, stre - Nomen Adjectīvum, Dēclīnātio Tertia, 3, = конный;

pedester, tris, tre [от pedes] - Nomen Adjectīvum, Dēclīnātio Tertia, 3, = пеший (statua pedestris, в противопол. к statua equestris; пехотный;

puto, āvī, ātum, āre - Verbum, Conjugatio Prīma, = полагать;

vinco, vīcī, victum, ere - Verbum, Conjugatio iiia, = побеждать;

tandem [из tam-dem] - наконец, в конце концов;

certāmen, inis n [certo II ] - Nomen Substantīvum, Dēclīnātio Tertia consonans,  = состязание, сражение;

dēfendo, fendī, fēnsum, ere - Verbum, Conjugatio iiia, = отражать, давать отпор;

lībero, āvī, ātum, āre [liber I ] - Verbum, Conjugatio Prīma, = отпускать на свободу (servum ) ; освобождать, избавлять; избавлять, очищать;

 

 

1. Romŭlus, Martis filius, urbem Romam condĭdit et multos annos regnāvit. 2. Neptūnus navem Ulīxis frēgit. 3. Romāni castra regis Antiŏchi nocturnā pugnā cepērunt. 4. Marcus Paulum juvit opĭbus suis. 5. Magnum numĕrum hostium occīdĭmus. 6. Poenos popŭlus Romānus armis vicit. 7. Phoenīces littĕras invenērunt. 8. Delphi clari fuērunt oracŭlo Apollĭnis. 9. Amīca mihi epistŭlam scripsit. 10. Dux castra vallō fossāque munīre statuit. 11. Graeci multos annos cum Trojānis bel-lavērunt. 12. Milĭtes audāces in proeliis multas victorias reportavērunt. 13. Apollo et Diāna filios Niōbae necavērunt. 14. Brutus et socii ejus in senātu Julium Caesărem occidērunt. 15. Herodŏtus, scriptor Graecus, multārum gentium urbes vidit et mores eārum (gen. pl., f от is, ea, id он, она, оно) descripsit. 16. Alexander Magnus Persas ad Granīcum flumen proelio atrōci vicit et totam Asiam servitūte barbarōrum liberāvit.

 

 

1. Cornelius convīvas, qui in atrio convenĕrant, salutāvit et ad cenam invitāvit. 2. Imperātor ad hostem dixit: «Amīcus tibi ero, si copias tuas ex finĭbus meis revocavĕris». 3. Senatōres Romāni consŭlem Cicerōnem, postquam civitātem Romānam servavĕrat, patrem patriae nominavērunt. 5. Philippus, rex Macedŏnum, Lacedaemoniis scripsit: «Si in Laconĭcam venĕro, finĭbus vos exturbābo». Lacaedemonii rescripsērunt: «Si». 6. Nisi nives iter nostrum impedivĕrint, veniēmus. 7. Ut salutavĕris, ita salutābunt. 8. Quod audivĕram, tibi narrāvi. 9. Divitias amittes, si pecuniam male collocavĕris. 10. Talem habebĭmus fructum, qualis fuĕrit labor. 11. Alexander Magnus Thebas delēvit, quae3 diu floruĕrant. 12. Vetĕres Romāni ante Caesărem vix nomen Britanniae cognovĕrant. 13. Themistŏcles restituit muros, quos Persae delevĕrant. 14. Respondēbo tibi, sed non ante, quam tu ipse mihi respondĕris. 15. Hannĭbal primus suas copias in Italiam trans Alpes, quas nemo ante eum cum copiis superavĕrat, traduxit. 16. Dionysius, tyrannus Syracusārum, qui cum finitĭmis civitatĭbus felicĭter pugnavĕrat, divitias ingentes possidēbat.

 

Дополнительные упражнения

 

ЛИТЕРАТУРА

БАЗА ЗНАНИЙ

NEC CAESAR SUPRA GRAMMATICOS

СЛОВАРИ  ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА

МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЯМ

A B C D A RE I U M L A T I N V M

 

 

Долгие и краткие гласные в Латинском языке

 

  долгие: Ā   ā –  Ō  ō –  Ū ū –  Ē  ē – Ī  ī – Ÿ  ÿ
краткие: Ă   ă –  Ŏ  ŏ –  Ŭ  ŭ – Ĕ  ĕ – Ĭ  ĭ – Ŷ  ŷ

 

 

 

Слог и слогораздел в Латинском языке

 

Число слогов  в латинском слове определяется  числом гласных звуков: сколько в слове гласных, столько и слогов.  Дифтонг является отдельным слогом. Разделение слова на слоги проходит следующим образом:

 

1. Между двумя гласными (дифтонг приравнивается к гласному): vi-a, me-us, tu-ae, le-o.

 

2. Перед одиночным согласным: po-pu-lus, fo-ra-men, lu-pus.

 

3. Перед сочетанием qu, а также перед сочетаниями немого согласного (b, p, d, t, g, с) с плавным (r, l): li-quor, са-pra, ce-re-brum,  con-cla-ma-re. [Это явление группировки и сцепления согласных традиционно называется в латыни 'Muta cum liquida'.]

 

4. При наличии группы согласных слогораздел проходит перед последним согласным или перед сочетаниями, перечисленными в п. 3: mus-ca, sump-tus, sil-ves-tris.

 

5. Согласный j в положении между гласными обозначает два звука [jj] и распределяется между двумя слогами: major (maj-jor), pejor (pej-jor).

 

6. Приставка выделяется в отдельный слог: trans-ver-sus, con-scri-bo, ab-es-se.

 

ИСТОЧНИК:

§ 6. Слог и слогораздел. Количество слога (grsu.by)

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК Учебное пособие для студентов филологического факультета отделения романо-германской филологии - Гродно ГрГУ им. Я. Купалы - 2013.

 

Гласные бывают долгими и краткими по природе.

 

 

В этом случае долгота и краткость определяется по словарю - там будет стоять знак.

 

pǐ-lă – мяч (открытые слоги, как правило, краткие, их гласные краткие по природе).

 

pī-lă – ступка (открытый слог pī – долгий, он гласный долгий по природе)

 

Слог долгий = закрытый.

 

- Если за его гласной идут 2 и более согласных

 

ho-nēs-tus ma-gīs-ter mo-nu-mēn-tum

 

- Если за его гласной идут удвоенные согласные или буквы «х», «z» -Achīlles reflēxus рефлекс orўza рис

 

Если его гласный является дифтонгом: diāēta

 

Гласный в суффиксах существительных и прилагательных всегда долгий:

-ur, -at, -ar

Natūra – природа

obscūrus – темный

pictūra – картина

imitator – подражатель

ornāre – украшать

 

Слог краткий: = открытый

Если за его гласным идет гласный

Ratǐo, filǐa, filǐus, scientǐa, potentǐa;

 

Если за его гласным идут сочетания «сh» и «qu

stómăchus – желудок rélǐquus – редкий

 

Суффиксы существительных и прилагательных

-ul, -ol всегда краткие

 

popūlus – народ fabǔla – басня, сказка agricǒla – земледелец

 

 

СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (DECLINATIO)

Склонение Declinatio

I

prima

II

secunda

III

tertia

IV

quattuor

V

quinta

Падеж и число

род f (m)

m, n

m, f, n

m,  n

f

Nom.Sing.

-a

us,-er, -um

-s [s*], -

-us,-u

-es

Gen. Sing.

-ae

-i

-is

-us

-ei

Dat. Sing.

ae

-o

-i

ui -u

-ei

Acc. Sing.

-am

-um

em ; = Nom

-um; = Nom

-em

Abl. Sing.

-a

-o

e (-i)

u

-e

Voc.Sing.

-a

-e,-er,-um

-s, -

-us -u

-es

Nom. Plur.

-ae

-i     -a

-es; -a (-ia)

-us -ua

-es

Gen. Plur.

-arum

-orum

-um (-ium)

uum

-erum

Dat. Plur.

-is

-is

-ibus

-ibus

-ebus

Acc. Plur.

-as

-os, -a

-es; -a (-ia)

-us,- ua

-es

Abl. Plur.

-is

-is

-ibus

-ibus

-ebus

Voc. Plur.

-ae

-i, -a

-es; -a (-ia)

-us,- ua

-es

СКЛОНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Тип прилагательного

m

f

 n

I-II склонения

-us, -er

-a

-um (3-х окончаний)

III склонения

-er, -is

-is

-e (3-х, 2-х окончаний)

 III склонения

 

r, s, x, ns     (одного окончания)

СИНТАКСИС СТРАДАТЕЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ

§ 292. Страдательная ,конструкция в латинском языке характеризуется теми же признаками, что в русском: подлежащее, стоящее в именительном падеже, обозначает лицо или предмет, на который направлено действие, выраженное глаголом в страдательном

залоге.

Лицо, выполняющее действие, или предмет, посредством

которого совершается действие, выражается именем в аблативе (латинский падеж, выделяющий косвенное дополнение).

Victoria concordiā  gignitur.

Victoria (Nominativus Singularis ) concordiā (Ablativus Singularis - Ablativus Auctoris (если пишется Concordiā с большой буквы и имеется в виду некая богиня) / с маленькой - Instrumenti) gignitur.

 

Victoria (подлежащее) concordia (косв. дополнение)

gignitur победа nорождается согласием.

Такой abIativus о р у д и я  д е й с т в и я называется в грамматике Ablativus Instrumenti (§ 326).

E.G. - ferrō ignīque - огнем и мечом 

 

 

§ 293. В тех случаях, когда косвенное дополнение пассивного оборота обозначает действующее лицо, перед ним употребляется предлог а / аb (аb - перед словом, начинающимся с гласного).

 

Medici aegrotos sanant = Врачи лечат больных.

Aegroti а medicis sanantur  = Больные лечатся врачами.

Amici vitam оrnаnt. - Друзья украшают жuзнь.

 

Vita аb amicis оrnаtur = Жuзнь украшается друзьями.

 

Рассмотрим эти примеры:

Medici aegrotos sanant (Genus Activum)

= Врачи лечат больных.

Aegroti а medicis (Abl. Auctoris) sanantur (Genus Passivum)

= Больные лечатся врачами.

Amlci vitam оrnаnt. - Друзья украшают жuзнь.

 

Vita аb amlcis оrnаtur = Жuзнь украшается друзьями

Victoria (Nominativus Singularis) concordiā  (Ablativus Singularis - Ablativus Auctoris / Instrumenti) gignitur.

 

 

Рассмотрим примеры подробнее:

Medici aegrotos sanant = Врачи лечат больных.

Aegroti а medicis sanantur  = Больные лечатся врачами.

Amici vitam оrnаnt. - Друзья украшают жuзнь.

Vita аb amicis оrnаtur = Жuзнь украшается друзьями.

 

Amici (Nominativus Sing.) vitam (Accusativus Sing.) оrnаnt (Genus Activum, Persona iii, Plur.). - Друзья украшают жuзнь.

 

Vita (Nominativus Sing.) аb amicis (Abl. Auctoris) 

оrnаtur (Genus Passivum,Persona iii, Sing.) = Жuзнь украшается друзьями.

 

ВЫВОД

При трансформации активной (действительной) конструкции в пассивную (страдательную)

(1) - исходное дополнение переходит в подлежащее, 

(2) - исходное подлежащее переходит в косвенное дополнение в аблативе;

(3) - глагол меняет форму из активной на пассивную и согласуется в числе и пр. с новым подлежащим.       

ЗАДАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ

Задание 1. Прочитайте латинские слова; объясните, какими правилами вы руководствуетесь при постановке ударения в словах, содержащих более двух слогов:

aes, vae, jam, qui, quae, quod, sex, sol, Thrax;

a-ēr, ae-ra, ae-quus, cae-cus, cae-lum, Cae-sar, Grae-cus, Grae-ci, Cel-tae,

sae-pe, poe-na, coe-pi, cau-sa, ju-gum, lin-gua, Cy-clops, scho-la, Grac-chus,

Pyr-rhus, sphae-ra, pha-lanx;

fi-li-a, ja-nu-a, Phry-gi-a, proe-li-um, Ju-li-us, La-ti-um,

spa-ti-um, Aegyp-tus, tri-um-phus, se-cun-dus, ho-nes-tus,

ae-ter-nus, De-cem-ber, pro-pinquus,

Mi-ner-va;

Dae-dă-lus, Ger-mā-nus, syl-lă-ba, de-clā-ro, Cau-că-sus,
Ho-mē-rus, Ci-
сĕ-го, A-thē-nae, ро-ē-ta, ma-chǐ-na, a-quǐ-la, a-mī-ca, da-tī-vus, oc-cǐ-do, occī-do, Jup-pǐ-ter, in-cŏ-la,

Eu-rō-pa, a-tŏ-mus, sae-cŭ-lum, ac-cū-so,

e-du-co, edū-co;

jus-ti-ti-a, sym-pho-ni-a, ad-ver-bi-um, par-ti-ci-pi-um, ar-gu-men-tum, ele-phan-tus, la-by-rin-thus;

O-ce-ă-nus, De-mos-thĕ-nes, De-mo-crǐ-tus, He-ra-clī-tus,

ge-ne-tī-vus,

pe-ri-cŭ-lum, E-pi-cū-rus, ma-ni-pŭ-lus, Ther-mo-pŷ -lae.

 

 

Ars, urbs, arx; caelum, caecus, Graecus, saepe, aes, poena, coepi, proelium, poeta (poeta); causa, aurum, auris, Aurora; Europa, Euripides; qui, quae, quod; lingua, unguis, unguentum; Italia, Latium, Capitolium, Hispania,

Gallia, filius, ianua, consilium, participium, adverbium; Gaius Iulius Caesar; Quintus Horatius Flaccus; Publius Ovidius Naso; Marcus Tullius Cicĕro, oratio, sagitta; Athenae,

Aegyptus, theatrum, bibliotheca, stilus, schola, sphaera, philosophia, elephantus..

 

Задание 2. 

Прочтите вслух.  

1.            Citǐus, altǐus, fortǐus

2.            Cogǐto, ergo sum

3.            Consensus omnǐum

4.            Consuetūdo est altěra natūra.

5.            De gustǐbus non est disputandum

 

Olim bellum erat inter Romam et Falerios, oppĭdum Romae proxĭmum, et Romāni ante Falerios castra habēbant. Puĕri Faliscōrum autem etiam in bello extra oppĭdum se exercēbant. Aliquando Faliscus quidam cum puĕris nonnullis in castra Romāna intrat et Romānis dicit: «Frustra oppĭdum nostrum oppugnabĭtis: armis id expugnāre non poterĭtis, sed dolo incŏlas superabĭtis. Vidētis puĕros istos: eos vobis mando ac ita Romānis victoriam paro». Sed Romāni ei respondent: «Contra viros semper armis pugnāmus, non dolo insidiisque.

Puĕros domum remittēmus, te autem merĭto puniēmus».

 

Задание 3. 

Прочтите вслух и постарайтесь перевести  

 1. Scientia potentia est.

 2. Terra est sphaera.

 3. Terra est stella.

 4. Terra et luna sunt stellae.

 5. Philosophia est magistra vitae.

 6. Historia est magistra vitae.

 7. Historia est schola vitae.

 8. Schola est via scientiārum.

 9. Roma est in Italiā.

10. In terrā et in aquā est vita.

11. In lunā non est vita.

12. In silvis sunt bestiae.

13. In Africa sunt silvae palmārum.

15. Incŏla insŭlae est nauta.

16*. Ibi victoria, ubi concordia.

17*. Experientia est optima magistra.

18*. Aurōra musis amīca.

19. Ut salūtas, ita salutabĕris.u

sis amīca.

Задание 3.1.

Прочтите вслух и запишите перевод

 

Omne Initium difficile est.

Paulatim summa petuntur

Vivere est cogitare

Boni pāstōris est tondēre pecus, non deglubĕre

Benefacta male locata malefacta arbĭtror

Pauper ubīque jacet

Beatitūdo non est virtutis praemium, sed ipsa virtus

Flammă fumō  est proxĭmă

Bellum omnium contra omnes

Jactantius maerent, quae minus dolent

In necessariis ūnitās, in dubiis lībertās, in omnibus cāritās

Leve fit, quod bene fertur onus

Mundus universus exercet histrioniam

Scīre leges non hoc est verba eārum tenēre, sed vim ac potestātem

Qui proficit in litteris, sed deficit in moribus, plus deficit, quam proficit

Qui bene distinguit, bene docet

Ora et labora

 

 Глоссарий

aqua, ae f вода

concordia, ae f согласие

et и filia,ae f дочь

ibi там

incŏla,ae f, m житель

insŭla,ae f остров

lingua,ae f язык

magistra ae f начальница, наставница, учительница,

nauta,ae m, (f)  моряк

non не

potentia,ae f сила, власть

pugna, ae f битва, сражение

schola, ае f школ

scientia, ае f [scio] знание

silva, ае f лес

stella, ае f звезда, планета

terra, ае f земля

ubi где

via, ае f дорога

victoria, ае f [vinco] победа

vita, ае f [vivo] жизнь

Задание 4.1. Переведите на латинский язык:

учительница дочери,

дочь учительницы,

дочери учительницы,

учительницы дочерей;

я вижу школу,

ты видишь школы

Задание 4.2. Переведите на русский язык. Прокомментируйте употребление падежей и падежные значения:

1. Magistră docet, discipulă discit.

2. Magistră discipulae diligentiam laudat.

3. Magistră fabulam discipulae narrat.

4. Magistră discipulam laudat.
5.
 Discipulă, festinā!

 

6. Magistră discipulā aegrotā anxiă est. 

aegrotus aegrōtus, a, um  (Nomen Adjectivum)- больной, болящий, страждущий (corpus ae.);

anxius ānxius, a, um (Nomen Adjectivum)- тревожный, встревоженный, беспокоящийся (насчёт чего-л.);

diligentia dīligentia, ae f - усердие, старание ;

disco I didici, — , ere  (verbum) -  учиться;

doceo docuī, doctum, ēre [одного корня с disco]  (verbum) - учить, обучать ;

fabula I fābula, ae  f - история;

festino I āvī, ātum, āre (verbum) - торопиться; спешить;

 

laudo āvi, ātum, āre (verbum) -  хвалить, восхвалять, прославлять.

Задание 4.3. 

СКЛОНЕНИЕ ЛАТИНСКИХ СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ: Просклоняйте: lingua antīqua древний язык,

insŭla parva маленький остров,

filia bona хорошая дочь.

 

NUMERUS SINGULĀRIS

в единственном числе

NUMERUS PLURĀLIS

во множественном числе

1. Nominatīvus (N.) - Именительный

1. Nominatīvus (N.) - Именительный

2. Genetīvus (G.) - Родительный

2. Genetīvus (G.) - Родительный

3. Datīvus (D.)  - Дательный

3. Datīvus (D.)  - Дательный

4. Accusatīvus (Acc.)  - Винительный

4. Accusatīvus (Acc.)  - Винительный

5. Ablatīvus (Abl.) - Отложительный

5. Ablatīvus (Abl.) - Отложительный

6. Vocatīvus (V.) - Звательный

6. Vocatīvus (V.) - Звательный

Задание 5.

Прочтите вслух и постарайтесь перевести  

1. Magistra puellis fabŭlam narrat.

2. Laborāre debēmus. 3. Quid times?

4. Si vales, bene est, ego valeo. 5. Etiam bestia memoriam habet. 6. Si narras, audīre debēo. 7. Si dormīmus, nihil audīmus.

8. Si magistra narrat, audīre debētis.

9. Stellae et luna nautis viam monstrant.

10. Puellae statuam rosis ornant.

11. Quis aut in victoria, aut in fuga copias numĕrat?

12. Puella jam littĕris studet.

13. Patriam amāre et defendĕre debēmus.

14. Pro patriā pugnāmus.

15. Dum spiro, spero.

16. Cum tacent, clamant. 

17. Haud semper errat fama.

Задание 6.

6.1. Переведите на русский язык, определите падеж и число существительного.

ab ovo usque ad mala (от начала до конца); ad speculum (перед зеркалом); apud mensam (за столом); in terrā, in terram; in terras; in terris; sub umbrā; sub umbram; in aquā, in aquam; in slvā, in silvam; in silvis; in silvas; in vitā; p. manu dare (дать в руки); inter poētas; a poētis; cum poētā; pro patriā; in terris sine silvis; cum nobis; inter nos; amicārum causa; poētae estis; exempli grātiā; cum grano salis; pro amicō , — (как друг, по-дружески); propter eam ipsam causam; super omnia  — прежде / превыше всего; super sua laude (ради славы); cōram populō.

 

6.2. Переведите на латинский язык, учитывая, каким падежом управляет латинский предлог. 

В Риме, в Рим, вокруг Рима, о Риме; на островах, на острова, без островов.

 

Для с п р а в к и:

amica ae f приятельница, подруга

incŏla,ae f, m житель;

insŭla,ae f остров;

poēta, ae m

1) изобретатель, мастер (tu p. es ad eam rem )

2) стихотворец.

terra I ae

а) земля (tollere saxa de terrā )

t. contĭnens — континент, материк

terrae motus , — землетрясение

б) почва;

в) страна, край;

umbra I ae 1) тень (arboris)

Rōma, ae

1) Рим, столица Латия, a затем и всей Римской империи, на левом берегу Тибра, в 16 милях (24 км) от моря; основан, по преданию, Ромулом в 753 г. до н. э. (у римлян обычно наз. Urbs , ) ; обычные эпитеты : aeterna , pulcherrima , superba , princeps urbium , beata , domina , septemgemina , но ferox;

2) Рома, богиня-покровительница города Рима.

Задание 7.

7.1. Переведите на русский язык ;

7.2. Определите падеж и число каждого существительного ;

7.3. Определите падеж и число каждого прилагательного ;

7.4. Определите спряжение каждого глагола ;

7.5. Поставьте все глаголы в формы императива ;

7.6. Проспрягайте глаголы в формах настоящего времени действительного залога ;

7.7. Проспрягайте глаголы в формах настоящего времени страдательного залога ;

 

Для с п р а в к и:

altus I a, um - высокий ;

animus, -i m дух, душа; ум ;

campus, -i m луг; равнина ;

сарrа, -ае f коза ;

fraus fraudis f - обман, ложь, коварство ;

herbidus a, um - изобилующий (заросший) травой (campus)

locus, ī m место ; 

nudus а, um голый, обнаженный ;

rūpēs, is f - скала, утёс ;

voluptas, -atis f удовольствие, наслаждение ;

salus, salutis f благо, спасение; здоровье.

placeo cuī, citum, ēre (verbum) - нравиться ;

praepono prae-pōno, posuī, positum, ere (Verbum)

- класть или расстилать впереди (toralia toris ) ; ставить впереди (aliquid alicui rei )

 re-linquo, līquī, lictum, ere (verbum) - оставлять ;

respondeo re-spondeo, spondī, spōnsum, ēre (verbum) - отвечать ;

video vīdī, vīsum, ēre (verbum) - видеть ;

De lupō et caprā

Lupus aliquando capram in altā rupe videt et "Huc, — inquit, — descende, in herbĭdos campos, loca autem nuda relinque". Sentit capra fraudem lupi et respondet: "Ipse ambŭla ibi, si placet, ego non habeo in anĭmō voluptātem praeponĕre salūti". 

Задания продвинутого уровня

CХЕМА ГРАММАТИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА ABLATIVUS ABSOLUTUS

 

/Hostibus (S.) victis (P.)/, imperator triumphavit.

Part. Perf.(!) Pass. (Abl. Pl.)

выражает отношение предшествования.

 

«Император отпраздновал триумф, когда враги [его] были побеждены» или также «Одержав победу над врагами, император отпраздновал триумф». Единство субъекта действия в главном предложении и в обособленном обороте позволяет использовать в переводе на русский язык деепричастие: «Победив врагов, император отпраздновал триумф».

 

  Затруднение:

Эллипс. Всегда опускается подразумеваемое причастие настоящего времени от глагола «быть»:

   /Caesare imperatore/,

   bellum Galliсum gestum erat.

Галльская война (война римлян с галлами) велась когда? при каких обстоятельствах?

S (Abl. Sing.) P (Abl. Sing.).

Сaesare [ente*] imperatore

Когда Цезарь [был] императором

 

Нулевая форма причастия participium praesentis activi выражает отношение одновременности.

 

 

ВЫВОД

Грамматический разбор эллиптической конструкции оборота Ablativus absolutus осуществляется на основе реконструкции соответствующей формы причастия от глагола «быть».

 

ЗАДАНИЯ УРОВНЯ XXL

 

  Схема фронтального грамматического описания                 предложения с оборотом Ablativus absolutus

Словоформа в тексте

Словарное описание слова

Грамматическая характеристика словоформы

Синтаксическая функция

Лексическое значение (функциональное у союзов)

Vespasiano

Vespasianus, i – m, Nom. Subst., d. 2.

Abl. Sing.

Элемент обособленного обстоятельства

Когда отец (его) Веспасиа н правил

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  patre

pater, tris - m, Nom. Subst., d. 3.

- отец

Abl. Sing.

Элемент обособленного обстоятельства

 

regnante

rēgno, āvī, ātum, āre 1

- царствовать,

Participium praesentis activi, Abl. Sing. (Masculinum)

Предикативный элемент обособленного обстоятельства (грамматическое время причастия указывает на одновременность действий, обозначенных в главном предложении и в обороте)

 

Titus

Titus, i – m, Nom. Subst.. d. 2.

Nom. Sing.

подлежащее

Тит

Flavius

Flavius, i – m, Nom. Subst.. d. 2.

Nom. Sing.

подлежащее

Флавий

bellum

bellum, i – n, nom. Subst.. d. 2.

Acc. Sing.

Прямое дополнение

войну

cum

cum – praep. (+ abl.)

Относится к

Iudaeis

-

против (+ Abl.)

Iudaeis

Iudaeus, i – m. Nom. Subst., d. 2.

Abl. Plur.

дополнение

Иудеев

gessit

gero, gessi, gestum, gerere – verbum, 3a.

Perf. Ind. Act. Persona 3, Sing.

сказуемое

вел

/Vespasiano (S.) patre (S.) regnante (P.)/, Titus Flavius bellum cum Iudaeis gessit.

/(В то время,) когда отец (его) Веспасиан правил / Тит Флавий участвовал в Иудейской войне.

 

Разберите следующий текст по таблице

Xanthippe

Xanthippe, Socrătis philosŏphi uxor, morōsa admŏdum fuisse narrātur et jurgiōsa. Morĭbus ejus observātis, Alcibiădes demirātus rogāvit Socrătem: «Cur muliĕrem tam acerbam domo non expelles?» Cui Socrătes: «Quoniam, — inquit, — cum illam domi talem patior, exerceor et possum quoque foris ceterōrum homĭnum petulantiam et injuriam facilius tolerāre».

 

Элементы Латинской культуры

 

 

O Fortuna

 

velut luna

 

statu variabilis,

 

semper crescis

 

aut decrescis;

 

vita detestabilis

 

nunc obdurat

 

et tunc curat

 

ludo mentis aciem,

 

egestatem,

 

potestatem

 

dissolvit ut glaciem.

 

Sors immanis

 

et inanis,

 

rota tu volubilis,

 

status malus,

 

vana salus

 

semper dissolubilis,

 

obumbrata

 

et velata

 

mihi quoque niteris;

 

nunc per ludum

 

dorsum nudum

 

fero tui sceleris.

 

 

 

Sors salutis

 

et virtutis

 

mihi nunc contraria,

 

est affectus

 

et defectus

 

semper in angaria.

 

Hac in hora

 

sine mora

 

corde pulsum tangite;

 

quod per sortem

 

sternit fortem,

 

mecum omnes plangite!

 

 

 *** 

 


Christus resurrexit

По-гречески:
Χριστος άνέστη έκ νεκροων, θανάτω θάνατον πατησας, καί τοίς έν τοίς μνήμασι ζωήν χαρισάμενος.

Русская транскрипция:
Христос анести эк некрон, фанато фанатон патисас, кэ тис эн тис мнимаси зоин харисаменос.

На латыни:
Christus resurrexit e mortuis, morte mortem calcavit et entibus in sepulchris vitam donavit.

На церковно-славянском
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

 

По-грузински:
ქრისტე აღსდგა მკვდრეთით სიკვდილითა სიკვდილისა დამთრგუნველი და საფლავების შინათა ცხოვრების მიმნიჭებელი.

Русская транскрипция:
Кристе агздга мквдретит, сигвдилита сигвдилиса дамтргунвэли да саплавэбис цината цховрэбис мимничэбэли.

 

 

Pater noster 

 

Pater noster, qui es in caelis, 

sanctificētur nomen tuum.

Adveniat regnum tuum.

Fiat voluntas tua, sicut in caelo et in terra. 

Panem nostrum quotidiānum da nobis hodie.

Et dimitte nobis debĭta nostra, 

sicut et nos dimittĭmus debitorĭbus nostris. 

Et ne nos indūcas in tentatiōnem, 

sed libĕra nos a malo.

Amen.

 

 *** 

 

REQUIEM ААБ.pdf
Adobe Acrobat Document 213.4 KB

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ